Благодаря неожиданному, но определенно приятному пиару моего блога в исполнении molonlabe (ХардИнгуш), за что ему огромное спасибо, число читателей резко выросло, на несколько сотен за сутки. Что ж,думаю, вновь прибывшим будет интересно посмотреть, о чем и как я обычно пишу, да и моим постоянным читателям, думаю, давно уже хочется увидеть что-нибудь интересное. Или просто что-нибудь 🙂
Давайте продолжу рассказ о медицинских музеях. В прошлом это был Рижский музей фармации, который, на самом деле — лишь филиал большого Музея истории медицины. В этом году
наконец-то удалось с чувством, с толком и с расстановкой познакомиться с основной коллекцией. Сокращенный вариант с минимумом иллюстраций выйдет в «Российских аптеках», ну а читателям блога, как обычно, достается режиссерская версия со всеми фотками и впечатлениями. Итак, поехали.
РИЖСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
Найти Музей истории медицины в Риге очень просто: спросите, как пройти к посольству Российской Федерации. Вот как раз напротив, через дорогу, в особняке в самом начале улицы Антонияс, построенном в 1879 году по проекту архитектора Генриха Шеля, и располагается один из крупнейших в мире тематических музеев.
Не заметить здание невозможно, тем более, что со стороны перекрестка есть специальная напоминалка:
Музей носит имя Паулса Страдыньша, и это не случайно – без личной коллекции этого выдающегося латвийского врача музея просто не существовало бы.
От частной коллекции к трем филиалам
ПаулсСтрадыньш (Павел Иванович Страдынь) родился в 1896 году, закончил с золотой медалью Александровскую гимназию в Риге и 1914 году поступил в Военно-медицинскую академию в свежепереименованном Петрограде. После ее окончания в 1919 году несколько лет проработал в клинике профессора Сергея Федорова. После окончания Второй мировой войны руководил Институтом биологии и экспериментальной медицины АН Латвийской ССР, где проводились исследования, связанные с космическими полетами животных, а позже – и людей.
История медицины была его страстью с самого начала. Коллекцию он начал собирать еще в 1920-х, когда она достигла нескольких десятков тысяч предметов, передал государству. Это произошло в 1957 году, именно тогда власти города выделили под музей особняк на Антонияс, 1, а в следующем году, после смерти Страдыньша, присвоили музею его имя. С 1961 года экспозиции, расположенные на четырех этажах здания, стали доступны для всех желающих.
В настоящее время фонд хранения насчитывает более 203 тысяч единиц, часть экспонатов пришлось даже вывезти из музея в специально созданные филиалы. Так, всё, что касается аптечного дела, переехало в здание бывшей каретной мастерской на улицу Рихарда Вагнера, 13.
Второй филиал, музей анатомии имени Екаба Приманиса, расположенный в Риге на бульваре Кронвальда, 9, осмотреть пока не удастся, он закрыт на масштабную реконструкцию. Между тем, он старше основного музея, его основали в Институте анатомии Латвийского университета еще в 1920 году. В его основу легла анатомическая коллекция основателя музея Гастона Бакмана (1883-1964), которая со временем была пополнена выполненными как сотрудниками института, так и полученными из других источников препаратами по эмбриологии, нормальной, сравнительной и патологической анатомии. Значительная часть коллекции была составлена из костей, найденных во время археологических раскопок 20-30 годов XX века. Статус филиала Музей анатомии получил в 1987 году.
Третий филиал – загородный, открытый сравнительно недавно – в 1989 году. Он расположен в поместье Яундилмани в Мадонском районе и полностью посвящен талантливому латвийскому хирургу Александру Биезиньшу (1897-1975).
Этажи истории
Экспозиция Музея медицины разделена на 4 этажа по хронологическому принципу. По задумке Паулса Страдыньша, это должно помочь посетителям проследить весь путь развития медицины – от древнейших времен до современности.
Действительно, разница получается разительная: на цокольном этаже представлена доисторическая «народная» медицина. В основном, конечно, в виде рисунков, схем и манекенов.
Есть в экспозиции и реконструктивная скульптура из мастерской выдающегося антрополога Михаила Михайловича Герасимова, а также подлинные предметы, найденные в ходе археологических раскопок.
В целом же впечатление складывается однозначное: магия, талисманы, ритуальные маски, заклинания… Всё, к чему и в наше технологичное время тяготеет основная масса населения, вера в возможность чудесного исцеления за последние 10 тысяч лет ничуть не ослабла.
Следующий этаж – Средние века и эпоха Возрождения. Вся экспозиция представлена в виде средневекового города, погруженного в сумерки. По сточным канавам журчат нечистоты, причем очередную их порцию зазевавшийся прохожий может получить прямо на свою голову, из рук женщины, высунувшейся из открытого окна, цокают копыта, в общем, атмосфера создана на 5 с плюсом. Доказательством можно считать реакцию двух американок, на которых я слишком быстро вышел из темноты. Их причитания «Оу, май гад, как вы нас напугали» были слышны, подозреваю, даже на улице.
Здесь же можно увидеть, как содержались психически больные люди – решетки, кандалы, цепи. Заглянув в окна одного из домов, можно рассмотреть двух медиков у постели больного.
Перед входом в город нас встречает средневековая аптека с полным набором «чудесных» снадобий.
За его границами – монастырский госпиталь, прообраз стационара, где пациенты могли получить помощь, хотя бы отдаленно напоминающую врачебную.
Здесь же представлена гордость музея – подлинные издания трудов Авиценны, датированные 1564 годом.
Поднимаемся на этаж выше – и попадаем в новое время. Здесь нас встречает «продвинутая» аптека, более скрупулезно восстановленная в Музее фармации.
Здесь же можно увидеть подлинные рентгеновские аппарат начала XX века с предупредительными надписями на немецком, а также набор рентгеновских ламп различной мощности.
Только младшая дочь Паулса Страдыньша продолжила династию и стала врачом, трое остальных детей в медицину не пошли. Так, Ирена, старшая дочь, стала художницей, закончила Рижскую государственную академию художеств. В музее представлена ее дипломная работа 1949 года «Н.И.Пирогов в Севастопольском лазарете». Очень хорошая картина, я раньше ее нигде не встречал – ни в книгах, посвященных Пирогову, ни в репродукциях. Сразу извиняюсь за ракурс, но очень мешало солнце.
Раз уж речь пошла о великом российском военно-полевом хирурге, здесь же можно увидеть подлинные наборы для эфирного наркоза, разработанные и внедренные в практику Пироговым.
Какой же медицинский музей без коллекции стетоскопов!
В Риге, кроме них, выставлен подлинный печатный труд изобретателя этого медицинского приспособления, Рене Лаэннека.
А также одна из самых первых моделей, которой пользовался и Лаэннек.
Вот так выглядел в 1920-х годах набор юного вакцинатора. Здесь и «нобелевская» дифтерийная сыворотка, и туберкулин, и стрептовакцины, и гоновакцины, и даже поливалентная холерная сыворотка. В 20-е годы казалось, что иммунопрепаратами можно победить все инфекции. Как показала дальнейшая история — так лишь казалось.
Вакцинации посвящены еще два заметных экспоната. Вот эта табличка:
И вот этот гобелен с именами Ильи Мечникова, Луи Пастера и его ассистента Пьер Эмиль Ру. Рядом с Пастером — 9-летний Йозеф Майстер, первый человек, выживший после нападения бешеной собаки — ему ввели экспериментальную антирабическую сыворотку. Подробности я рассказывал в статье в «Популярной механике».
Психиатрия в музее представлена достаточно скромно. Хотя смирительная рубашка рубежа веков внушает по полной программе. Сразу вспоминается прекрасная статья Максима Малявина в безвременно покинувшем нас «АВС».
Физиотерапия в начале XX века была весомой в том числе и в прямом смысле слова. Различные аппараты изготавливались из чугуна, причем нередко их просто вмуровывали в пол.
А вот прадед велотренажера, причем парный. Думаю, его еще и в семейной психотерапии можно было успешно использовать.
По мере продвижения по залам можно видеть, как усложняется медицинская техника: перед нами появляется первая латвийская барокамера.
А затем – и первый в республике электронный микроскоп.
В отдельном зале реконструирована медицинская реальность рубежа XIX-XX веков: здесь и уголок детской больницы Джеймса Армитстеда,
и кабинет сельского врача Бориса Яновича Путниньша,
и стоматкабинет Виктора Вигдорейка,
и операционная профессора Страдыньша, основателя музея, чей мемориальный кабинет расположен этажом выше.
Отдельный уголок экспозиции посвящен знаменитым собакам Демихова. Если кто не слышал — в 1954 году выдающийся советский хирург, основатель трансплантологии Владимир Петрович Демихов сумел пересадить собаке вторую голову. Понятно, что это делалось исключительно в научных целях, а не из извращенческого интереса или в погоне за лаврами доктора Моро. Всего группе Демихова удалось создать 20 двухголовых собак, причем одна из них прожила целый месяц. Вторая голова была полностью функциональной, даже лакала молоко из блюдца. В некоторых случаях пересаживали комплекс — голову и передние лапы.
Смотрительница зала, с которой я беседовал, заверила, что на фото ниже — подлинное чучело одной из демиховских собак. Рядом на экране крутилось закольцованное видео операции. Впечатляет, надо сказать.
В переходе между залами наткнулся вот на такую композицию. Если бы не плакаты на противоположной стене — ни в жизнь бы не понял, что она посвящена донорству крови.
Самые верхние залы посвящены современной медицине, большое внимание уделено космической теме: здесь и подлинное чучело собаки Чернушки, побывавшей на орбите
и образцы скафандров, разрабатывавшихся в НИИ экспериментальной медицины,
и рацион питания первых космонавтов (знаменитые «тюбики с едой»),
и аварийный запас спускаемого аппарата,
и даже орбитальный туалет, предназначение которого до ознакомления с табличкой угадать практически нереально.
Пожилая смотрительница этого зала грустно заметила: «Снимайте, снимайте, такого у нас уже больше никогда не будет, здесь собраны последние остатки былого величия». Разговорились, оказалось, что она работала в том самом НИИ экспериментальной медицины и участвовала в разработке многих нынешних экспонатов.
Просвещение с любовью
Музей ведет активную педагогическую деятельность, в нем постоянно проводятся тематические выставки, уроки для школьников, мероприятия для молодых ученых, а также для вполне состоявшихся деятелей науки. Так, учащимся 8-11 классов вполне наглядно показывают действие алкоголя, табака и наркотиков на организм человека, для этого в отдельном зале собран целый ряд действующих моделей, учебных препаратов и стендов.
Сотрудники музея также проводят экскурсии с выходом в город, показывая всем желающим объекты Старой Риги, так или иначе связанные как с медициной, так и с историей городского быта. Где жил городской палач, как на богослужение в храм попадали прокаженные, как антисанитария убила речку Ридзене, давшую название городу – обо всём этом и многом другом можно узнать в ходе часового пешего путешествия в прошлое.
Персонал музея очень дружелюбен, свободно говорит и по-русски, и по-английски, терпеливо отвечает на все вопросы посетителей и не скрывает искренней любви к месту своей работы и прекрасному городу, где расположен Музей медицины. Не заразиться этой любовью невозможно.